В 2024 году Казахстан снова не будет проводить военный парад в честь Дня Победы – из-за экономии бюджетных средств.
«Приоритетным является поддержание требуемого уровня боеготовности и мобильности подразделений Вооруженных сил Казахстана», – сообщили в Tengrinews. kz военном ведомстве страны.
В 2023 и 2022 годах Казахстан не проводил парад по аналогичным причинам.
В апреле 2022 года глава Минобороны Руслан Жаксылыков рассказывал, что один парад обходится стране более чем в 4 млрд тенге (828,8 млн руб. по текущему курсу). Он говорил, что для реализации мероприятия необходимо запрашивать бюджетные средства, которые будут направлены на горюче-смазочные материалы (ГСМ), командировочные расходы, питание личного состава.
Что, совсем денег нет в республике, обладающей огромными запасами нефти, газа, угля, запасами цветных металлов? Или наши соседи решили потихоньку «замылить» особый для всех народов бывшего СССР день 9 мая?
– Решение об отмене парада 9 мая в связи с «экономией» совершенно неудивительно, – считает редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
– Дело в том, что для властей почти во всех постсоветских республиках День Победы выглядит как что-то неудобное. Почему?
А потому что свой нацбилдинг с 1991 года они делали, в значительной части, на местных коллаборационистах, которые воевали на стороне Гитлера. В Прибалтике – лесные братья, на Украине – Степан Бандера и дивизия СС «Галичина». В Баку – Эмин Расулзаде, возглавлявший Азербайджанский национальный комитет по распоряжению фюрера в 1941 году. В Ереване – основатель местного легиона СС Гарегин Нжде, памятник которому поставили при вполне «пророссийском» президенте Серже Саргсяне. В последнем случае особенно забавно, что Армения с Азербайджаном регулярно обвиняют друг друга в нацизме за культ чужого гитлеровца. А свой, выходит, ближе к сердцу.
Даже наиболее просоветский и пророссийский лидер – Александр Лукашенко в 2019 году в интервью казахскому информагентству «Хабар» причислял Великую Отечественную войну к «не нашей войне» – в числе войн России с Наполеоном и Первой мировой. Хорошо, что для Батьки времена многовекторности закончились и, наверное, больше мы такого не услышим.
С Казахстаном сложнее. Нацбилдинг тоже построен на русофобии. К примеру, бывший президент и наш союзник Нурсултан Назарбаев в 2012 году рассказывал, что «за 150 лет, пока мы были колонией России, казахи едва не лишились традиций, обычаев, языка, религии». И культ местного гитлеровца – основателя и идеолога Туркестанского легиона СС Мусы Шокая, тоже раскручивался.
Однако в целом – как среди русских, так и казахов – память о Великой Отечественной и своих героях, как защищавшей Ленинград снайпере Алии Молдагуловой, пулеметчице Маншук Мамедовой, пехотинце Малике Габдуллине, отличившемся в боях за Днепр Бейсене Онтаеве, легендарных солдатах-панфиловцах, погибших в битве за Москву, многих-многих других, всё же пока сильнее. Праздник отмечают на семейном уровне. Ну, и связи с Россий для власти Токаева имеют значение.
Поэтому парад нельзя просто так отменить, надо чем-то обосновать. Вот и объяснили «экономией».
– 4 млрд тенге это сравнительно небольшие деньги, если судить по тем тратам бюджета, которые не назовёшь эффективными, – считает лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.
– Например, президент Токаев на Национальном курултае озвучил месяц назад идею о необходимости изменения герба, который якобы является слишком советским. Ничего там такого нет и это просто отвлечение, но таким образом он озвучил еще раз необходимость осуществления тотальной декоммунизации и «деколонизации» сознания. Но на это будут выброшены сотни миллиардов тенге…
Отказ от проведения парада Победы – это отказ от своего прошлого, и данный процесс начался задолго до сегодняшнего дня, еще при Назарбаеве. Просто Токаев сейчас ускоряет его и доводит до своего логического конца, фактически отказавшись от празднования общих дат, от проведения Парада Победы и прочих церемониалов, которые хоть как-то связывали Казахстан с советским прошлым и с нынешней Россией и его народом. Ведь на протяжении целого ряда лет местные власти в регионах под разными предлогами отказывают также и в проведение шествий «Бессмертного Полка». То есть тут дело вовсе не в деньгах, а в стремлении пойти по пути Польши, Прибалтики и Украины.
«СП»: А что дальше? Постепенное переписывание истории? Объявят Великую Отечественную навязанной казахскому народу войной советского оккупационного режима, а настоящими героями – бойцов Туркестанского легиона?
– Собственно, история уже переписана, так как в прошлом году вышло семитомное издание Истории Казахстана, в котором уже советский период и время нахождения казахов в составе Российской империи показано исключительно в негативном свете.
Басмачи, участники антисоветских восстаний и бойцы Туркестанского легиона уже реабилитированы решением Государственной комиссии по окончательной реабилитации жертв советских репрессий в конце декабря прошлого года, которую возглавлял небезызвестный русофоб и главный идеолог государственного национализма Ерлан Карин.
Реабилитация прошла тихой сапой и об окончательном утверждении о реабилитации было объявлено в самом конце декабря после саммита глав СНГ, когда Токаев вернулся из Санкт-Петербурга, в преддверие Нового года, чтобы никто в России не мог или не захотел отреагировать.
Последнее явственное переписывание истории, вернее её «удревление» состоялось снова на заседании Национального курултая 14−15 марта, когда Токаев заявил о необходимости считать государственную и политическую преемственность с Золотой Орды. То есть этим шагом полностью отбрасывается какая-либо связь с Казахской ССР и советском периодом, хотя именно тогда возникла реальная современная автономная, а потом и союзная республика. Этим Астана также бросила вызов Москве, оспорив её роль в качестве державы, вобравшей в себя все осколки этого образования.
На этом фоне не стоит удивляться, если через какое-то время праздник Победы советского народа над фашистской Германией вообще постараются задвинуть на задворки.
Хуже всего, что деятелей Туркестанского легиона Вермахта уже давно чествуют. Так, в республике уже давно имеются три памятника местному Бандере – Мустафе Шокаю основателю и идейному вдохновителю легиона и восточно-мусульманских формирований СС. В результате тотального процесса переименования советских и русских названий 15 улиц названы в честь этого прихвостня Гитлера.
«СП»: Как жители Казахстана воспринимают историю Великой Отечественной? Как они отнесутся к попыткам переписывания истории по украинскому сценарию?
– Большинство населения в целом помнит и положительно оценивает общий вклад всех народов в единую Победу. Это показывает из года в год количество людей, участвующих в возложениях цветов. Но кто их будет слушать? Еще несколько лет назад всего 4−5% граждан по опросам негативно воспринимало Россию и призывало выйти из всех интеграционных объединений.
Но за этот период благодаря тотальной русофобской и антикоммунистической пропаганде по промывке мозгов молодёжи и даже среднему поколению мифами о репрессиях, «голодоморе» и «геноциде» казахов со стороны Москвы, общее количество противников интеграции и собственного исторического прошлого выросло. Безусловно, Акорда* делает ставку в этом деле на молодёжь. Для неё как раз и придумываются новые мифы о Золотой Орде.
Что же касается запретов, то они вводятся де-факто, тихой сапой, как в деле переименований тех же городов и улиц. Например, начинают процесс со смены названий тех же железнодорожных станций, чтобы всё это спокойно проглотили, а затем процесс раскручивается.
«СП»: Не возникает аналогий с Украиной? Неужели нет способов как-то повлиять? Или просто Москве это не нужно, и ее все устраивает?
– Да, прямые аналогии с Украиной прослеживаются, так как это единый общий сценарий для всех постсоветских республик, запущенный Западом. Методички одни и те же и они подготовлены за океаном специалистами по ведению психологических и идеологических войн.
Например, тот же закон об окончательной реабилитации жертв сталинских репрессий в Киргизии был подготовлен в 2019-м году местным фондом «Сорос-Кыргызстан» и «Открытым правительством», финансируемым из-за океана.
Затем на его основе был выпущен в 2020-м году указ уже президента Казахстана о создании Государственной комиссии об окончательной реабилитации, а в 2021-м уже в Ташкенте многие положения законопроекта легли в основу решения властей соседнего Узбекистана о реабилитации вождей басмаческого движения и их духовных лидеров.
Поэтому всё идёт по накатанной. А в политическом разводе Астана будет следовать, скорее по пути Еревана, постепенно дистанцируясь от Москвы. И закрытие систем перевода карты «Мир» – это дополнительное свидетельство, что Казахстан осуществляет геополитический разворот на Запад, как напрямую через продажу месторождений, инфраструктуры и активов оставшихся предприятий, так и опосредованно через Организацию тюркских государств.
А методы воздействия несмотря на то, что они имеются, не принимаются, по моему мнению, из соображений сохранения «худого» мира. Хотя все эти проблемы накапливаются и их уже невозможно не замечать, так как они вскоре выльются наружу. И тут, конечно, многое зависит от того, когда Россия осуществит все задачи в ходе СВО. Если они будут выполнены, то это станет отрезвляющим душем для казахстанской правящей элиты. Может, поэтому они так спешат быстрее передать все редкоземельные месторождения и каспийские порты британцам, европейцам и американцам?
* Акорда – резиденция президента Республики Казахстан.
Дмитрий Родионов